Центр психологической помощи импульс

Кризис семи лет.

Этот кризис может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6-ти или 8-ми годам.
Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы.
Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.

Когда ребенок вступает в кризис 7-ми лет, он вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.
Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Но все эти симптомы выполняют защитные функции от травмирующих переживаний.
Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений.

Новые поведенческие характеристики:
? ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;
? непослушание;
? капризы;
? ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;
? демонстративная взрослость;
? часто хитрит;
? пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;
? ожидание похвалы;
? упрямство;
? требовательность;
? обостренная реакция на критику.

Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый», «я грущу», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Но ребенок еще не умеет владеть своими чувствами (не может сдерживать их и не умеет управлять ими). Потому что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении со сверстниками и взрослыми) приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или, соответственно, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Некоторые из этих аффективных образований будут фиксироваться и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Возникновение внутренней жизни – важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я умею прыгать через скакалку на одной ноге, я ловкая», «Я быстро отгадываю загадки, я сообразительный» и т.д.

На смену старым интересам приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Базовая потребность ребенка - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Как вести себя родителям в период кризиса 7-ми лет?

1) поощряйте самостоятельность и активность ребенка;
2) помогайте ребенку в сложных ситуациях;
3) находите время для общения с ребенком, интересуйтесь его новостями, проблемами, переживаниями, постарайтесь заслужить доверие ребенка, но главное – не переусердствуйте;
4) занимайтесь с ребенком какими-то общими полезными делами;
5) учитывайте негативные проявления ребенка (например, если у него появилась вдруг клоунада, манерничание в поведении – значит ему не хватает признания взрослых, он требует к себе внимания);
6) интересуйтесь мнением ребенка по тому или иному вопросу;
7) хвалите ребенка за добрые дела и поступки;
8) помните, что возраст 6-7-ми лет – это возраст почемучек, поэтому не отмахивайтесь от вопросов ребенка;
9) поощряйте активность ребенка в интеллектуальных занятиях;
10) поощряйте успехи ребенка в школе, радуйтесь этим успехам, хвалите;
11) если ребенок получил плохую отметку в школе, прежде чем сразу ругать его, поинтересуйтесь, почему, за что, пусть он вам объяснит;
12) прежде чем ругать ребенка за «четверку» или «тройку», убедитесь, что это не предел его возможностей;
13) нельзя допустить того, что ребенок перестанет делиться своими переживаниями с вами, иначе невозможно будет воздействовать на его эмоции и мысли;
14) помните, что дети копируют, подражают родителям, поэтому, если вас что-то не устраивает в поведении ребенка, сначала присмотритесь повнимательнее, может вы увидите в нем зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Известный российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы наладить общение с ребенком. Некоторые из них касаются того, как помочь ребенку взрослеть.
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Помогайте ребенку, уважайте его. Ему очень нужна ваша любовь и понимание!

Статью подготовила: Ирина Базан.

Другие статьи из раздела «Детская психология»

Наши специалисты

подробнее

Психолог, эксперт по психологии, консультант, писатель. Руководитель Психологического центра "Импульс" и других проектов по психологии, для писателей. Ведущая тренингов, курсов, вебинаров. Опыт работы более 9 лет..

Анна Барановапсихолог

Психолог, консультант, педагог. Является сооснователем различных проектов по психологии, ведущая различных курсов и тренингов, вебинаров, пишет свою музыку. Опыт работы: более 15 лет.

Ирина Базанпсихолог

Мероприятия и курсы

Все мероприятияАрхив событий

Читайте новые статьи:

все статьи